Больше всего князь Олдржих любил охоту, на которую выезжал со своей дружиной рано утром из Пражского града. Собаки, отпущенные с поводков, сгоняли дичь к охотникам, которые до поздних сумерек бродили в густых лесах пражских окрестностей.
Однажды, как раз 11 ноября, на св. Мартина, они направились в леса на западе и быстро нашли могучего оленя. Собаки и охотники погнались за ним, не разбирая дороги, через чащобы и поляны, но олень был неутомимым, и охотники стали терять его след. Дружина рассыпалась, а князь замешкался, т.к. его меховая шапка зацепилась за ветку, и ему пришлось за ней лезть на дерево. Когда снова сел в седло, понял, что он остался один. Издали слышался лай собак и звук рожков, но эхо возвращало удаленные голоса со всех сторон. Князь блуждал по склонам и долинам, пока не оказался на уединенной поляне. Посредине ее был большой костер, из которого спокойно струился дым. Князь несколько раз позвал, потом приложил к губам охотничий рог и затрубил, однако, никто ему не ответил. Только когда он во второй раз затрубил, из чащобы вынырнул угольщик и с интересом подошел к наезднику.
Князь его спросил, не видел ли он охотников, но угольщик только покачал головой и вежливо сказал:
«Никого я здесь не видел уже несколько недель, мог господин, но если желаешь, готов показать тебе дорогу к Праге».
Князь поблагодарил, уже собирался развернуть коня, когда угольщик добавил:
«Вижу, что ты устал. Если тебе мое жилище не покажется слишком бедным, пойди со мной и немного отдохни. Сегодня могу тебя угостить, как благородного гостя, потому что в деревне за холмом празднуют престольный праздник. Жена откормила гуся, и в домике пахнет, как во время большого праздника».
Князь не отказался, потому что был утомлен долгими скитаниями. Он сошел с коня и вместе с угольщиком направился к узкой просеке между соснами.
Не иначе, как ты из княжеской дружины»,- выпытывал угольщик. - «Я рад, что могу принять под своей небогатой крышей такого благородного гостя».
Князь улыбнулся и кивнул:
«Ты прав, я камердинер князя, меня зовут Матес».
Вместе они прошли немного лесом, и вскоре оказались перед небольшим деревянным домом. Угольщик позвал жену и детей, и князь сел со всей их семьей к простому столу, на котором царил аппетитный запеченный гусь. Хозяин был рад, что гостю еда нравится, а жена угольщика осмелела и с интересом выспрашивала, какова жизнь на княжеском дворе, каков князь. Вопросам не было конца.
Олдржих забавлялся, откусывал хрустящего гуся и рассказывал. Местами говорил правду, местами сочинял. Женщина с детьми сидели за столом и, раскрыв рты, слушали о красоте Пражского града, о жизни знатных людей, о красавице жене Олдржиха Божене.
Когда так посидели довольно продолжительное время, князь встал, вытер ребром ладони жирную бороду, поблагодарил за угощение и сказал угольщику:
«Возможно, когда-нибудь увидишь Прагу. Приходи на Град, рад буду отплатить тебе за радушный прием».
Угольщик рассмеялся, что его белые зубы засияли в косматой бороде, и ответил:
«Непременно приду, если пообещаем мне испечь гуся - я его люблю больше всего на свете. Работа не приносит доходов, так мы можем позволить себе его только раз в году, так что у меня текут слюни уже за два месяца до праздника».
Ложный камердинер рассмеялся, пообещал, что прикажет приготовить самого жирного гуся из окрестностей Града, и вся семья проводила его на лесную дорогу, где все с ним сердечно попрощались. Князь запрыгнул в седло и весело направился к Праге. Вскоре он услышал лай собак в стороне, и из чащи появилась утомленная дружина, которая все это время тщетно искала своего хозяина.
Спустя какое-то время, как раз в праздник св. Мартина, в воротах Пражского града появился простой селянин. Он подошел к стражнику, и сказал ему, что он угольщик, пришел в Прагу по приглашению княжеского камердинера Матеса.
Стражник и бровью не повел, потому что все слуги и стража на Граде слышали о встрече в лесах и забавлялись историей про угольщика, который целый год жил с мыслью о праздничном гусе. Он отвел селянина во дворец и передал его слугам со словами, что это благородный гость камердинера Матеса.
Слуги подмигивали друг другу, тайком усмехались и указывали угольщику дорогу в большой зал, где он, несомненно, встретит своего приятеля.
Угольщик поблагодарил и решительно вошел в зал. Он затаил дух от всей этой красоты, стоял в дверях с шапкой в руке и только осматривался по великолепным занавесям и сияющим хрустальным люстрам. Внезапно он услышал знакомый голос, радостно улыбнулся и с распростертыми руками устремился к группе мужчин, откуда слышал голос своего гостя. Группа людей расступилась, и угольщик замер, будто громом пораженный. Он понял, что принимал в своем домике не камердинера, а самого князя Олдржиха. Он побледнел и попросил прощения, однако, князь только улыбался и сказал, что не знает, за что его прощать.
Потом князь приветливо провел угольщика по залам дворца, показал ему княжескую сокровищницу, красивые картины, а угольщик не переставал удивляться. В полдень оба в прекрасном настроении направились к накрытому столу. Стол был поистине княжеским: в драгоценных кубках сверкало вино, на серебряных подносах лежали отборные лакомства, а посреди стола благоухал запеченный до золотистой корочки гусь. Угольщик сел напротив князя, оба принялись есть жаркое, так что им жир стекал по бороде.
Только потом, после обеда, угольщик возвращался домой с полными руками даров. Едва вошел в свой деревянный домик, как позвал всю семью, которая удивлялась богатым подаркам, принесенным из Праги. Еще больше удивились, когда угольщик им рассказал, кого они принимали в бедной лачуге под соснами.
Князь Олдржих еще не раз во время охот останавливался в домике угольщика, а его чумазый приятель не раз направлялся на Пражский град, где для него всегда были открыты двери. В честь угольщика и в память о необычной встрече князь приказал всегда в памятный день готовить печенного гуся, и этот обычай быстро распространился по всему подградью.
Так появился престольный праздник св. Мартина, который всегда отмечали в первое воскресенье после св. Мартина. Также с тех пор пьют молодое вино из собранного осенью урожая, называя его Святомартинским.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Забытые Двери - Fylhbfyjd Gfdtk Не совсем в формат сайта.История создания такова 6долго и упорно пытался пробить рубрику "Мегаполис в печатном издании,на Родине не приняли,просил случайных знакомых передать в издания их города,но ответа не поступало,пробивался через коммерческие издания ,отчего приходилось работать сутки через день,недавно послал в листудию "Белкин " с нижеследующей исповедью:
Исповедь Фореста Гампа
Повторю телефон Димы. Не знаю настолько уж он знаменит вм вашем
> ВУЗе ,сколь себя обрисовывает...89272864201.Познакомились мы так:
> работал на заводе ,сходил с ума от первой поздней любви (в
> 22!!!года),писал на станке безграмотные стихи и брал дни в счёт отпуска для поездок на историческую Родину. Услышал ,что некто Дима Першин устраивает вечер памяти
> поэта-земляка Седова. У Александра Палыча Седова трагическая
> судьба-выкормыш А Н Калашникова ,будучи актёром ,он много колесил по
> стране ,потом оказался на Родине ,спился ,опустился до ДД на базарном
> радио ,к 40 ни семьи ,ни кола ,ни двора ,накушался таблеток ,опочил ,
> горя не выдержала старуха -мать ,выносили 2 гроба .Известности поэта
> он не сыскал и после смерти ,вспоминают лишь кучка людей. Я долго
> искал сборник этого автора ,удалось купить брачок в
> типографии. Читая ,плакал :я нал уже какие эмоции порождают подобные
> строки. Потом узнаю ,Дима устраивает литобъеденение . Сходил, не
> привычный к подобному ,чувствовал себя не в своей тарелке: какие -то
> старики обсуждают стихи о УХЕ ИЗ КОТА .Дима предложил поступать в
> Литературный ,разбередив старые раны – ведь мечтал об этом с д\с . А тут у меня начались домашние
> проблемы ,больницы. За это время сей литсоюз распался. Одного старика
> муж сей пихал в местный журнал ,со мной занимался по субботам ,пихая в
> Литературный. Группу инв-ти я не получил -не было взяток ,устроиться
> со справкой на лёгкий труд -нереально ,первая любовь не и без моей помощи поступила в медучилище и вышла замуж ,а я оказался в Церкви, где один священник посулил помощь в получении образования. В это время
> он поминал Бикмуллина (мужик пахал на мебельном комбинате ,после
> смерти выяснилось, что -академик. Вроде ,его труд защитили как
> диссертацию ,а потом издали книгой под чужим именем, вроде выпивал от
> этого, а потом сердце не выдержало.)На этом вечере познакомился с
> Лёшей Куприяновым -я давно предлагал Диме пообщаться с ним, но тот
> орал, что рабочие- быдло, мордовский эпос в зачаточном
> состоянии, православные –лукавые ,а в самиздате 90х все
> графоманы ,а я –эгоист ,фаталист и интроверт. Мнение ,что написание некрологов коммерчески выгодно меня
> коробило Раз так достал, что я читаю ненужную литературу, что я
> приволок ему кипу своих книг- Золю, Бальзака и Стельмаха "Думу о
> тебе",после чего он стал их читать. А меня познакомил С
> произведениями Саши Соколова И вот Дима, обозначающий меня
> эгоистом, интровертом ,шизофреником, достоевским и прочая заявляется ,в
> Храм, выдёргивает меня во время службы из Алтаря ,обозначает
> мракобесом, упрямым мордвином ,пугает депрессией, что Церковь меня испортит, там всех пугают адом придирается к
> обуви. потом заявляется через 3дня с думой, что мне надо в
> семинарию. Потом в день когда мне надо было уже быть в Литературном
> через общую знакомую интересовался моей судьбой .НО то что он
> отправил оказалось не добирающем положенного объёма, а он любил в моих
> строках выдёргивать любые зачатки духовного. Я заработал, послал то что сам
> хочу и как хочу -и прошёл...Тут умер священник ,отчего я не поехал в Москву после вызова из Литературного. У гроба его мы встретились с Димой , тогда ещё с косичкой. Я не поехал и после второго вызова –всё надеялся, не смотря на отсутствие возможностей ,сперва чего –то достичь. Потом мы не виделись. я полностью был в
> ауре православия -и то было самым лучшим временем моей жизни. Видел
> его редко и случайно, знал что в музыкалке ставит голос, раскручивает
> свою группу .У мызшколы советовал о снятии полдома у старухе в Пензе и устроиться педагогом ,а ещё искренне радовался,что я не испорчен Церковью .А я уже побывал в Монастыре,где не получил благословения на творчество,пытался уйти из Церкви и написал психологическую работу (www.serbin1.narod.ru ),кою, не смотря на заверения препода никуда до сих пор не пристроил, ибо это считается неугодным Богу. Раз пересёкся с ним на квартире его мамы, где он жил
> после нового развода ,он вспоминал мою обувь, из-за которой на меня не
> посмотрят девушки. Знал бы как смотрели когда в дедовых обносках
> ходил до 20 лет...Дима продолжал ставить театральные зрелища ,на которые я не ходил, т. к. чувствую себя в подобной атмосфере не в своей тарелке. А потом окончательно ушёл из Церкви ,т .к. там пытались склонить на свою сторону ,а я не хотел отрекаться от творчества. Дальше я болтался по городу. Тут предложили это место
> корреспондента , хотелось заявит о нём ,встретились Он позвонил в
> редакцию и наорал в трубку .Рассказывал о первых шагах в инете, звал
> с собой. Написанную статью он привычно потерял, написал новую .Многим
> людям рекомендовал его, да весь литгород тащил за свой счёт в сеть .Но
> у Димы ежедневно меняется мнение .Он ничего не помнит -2жена как -то
> его стабилизировала ,а сейчас некому. Ходил я каждый день в этот
> салон и рассказывал адресатам, какие проблемы не позволяют переслать
> Диме свои вирши .А б\п он и не будет. Он восстанавливал литклуб
> ,скачивал материалы ,находил идеи -он терял и забывал Пошёл потом на
> мойку .Надеясь, что пробью рубрики о таких Димах в молодёжках и буду получать гонорары
,да их порадую ,Дим этих.. После Церкви я ,вообще, долго болтался по низко оплачиваемым работёнкам ,на которые не каждый и пойдёт. Иногда я не мог даже содержать майл , не раз закрывал ящик и пользовался обычной почтой. Зряплата когда не дотягивала и до 1- 2 тысяч рублей, сшибал в Церкви, но тупо тратился на сеть ,пытаясь выйти на диаспору афророссиян и самиздатчиков 90х,что разбегались от меня как от бабайки дети. Нередко меня убеждали, что мои попытки чего –то достичь нереальны ,а я продолжал идти вперёд. Так однажды я узнал о Иноке Всеволоде и долго надеялся, что он поможет пробиться в творчестве ,что ,конечно же ,не кормит ,а разоряет, особенно когда комп недоступнее летающей тарелки. Зашивался ,звонил ему чуть не каждый день, просил передать фото
> для оформления наборщикам, не пришёл ,в салоне подготовил папку, где
> разжевал куда и что ,не пришёл .»З.Двери» вышли на Кружевах
> -предъявил ,что ничего не показывал Потом издал уже без оформления в
> Крае Городов, отнёс его маме экз ,он его потерял. После мойки оказался в Пту,выходило меньше поди даже500 в месяц .В это время переписывался с одной девчонкой ,долго и подробно. И даже пригласил в Дивеево. Но она видела это смешным и глупым, обозначала меня наивным, эгоистом, говорила ,что использую людей и что она – не цветочек аленький и согласна пойти официанткой в ночной клуб, чтоб быть честнее. Но она ,не подозревая, вернула меня в Храм, откуда я ушёл и как прихожанин. Потом, ковыряясь в церковной грядке ,я встречу девушку, что из- за проблем с трудоустройством долго отирается при Храме за паёк. Мне она западёт душевными качествами .Однажды мы долго будем стоять в подъезде, она будет рассказывать скольких ухожёров отшила ,т. к. мечтает стать монахиней, и лишь тогда я пойму насколько смешно и глупо выглядел в переписке ,которую прекратил, кстати, пытаясь в очередной раз вернуться в духовное русло. Потом стал видеть его, Диму,
> в Храме ,где он говорил ,что...в следующей жизни будет монахом. Появление его, почти лысого, спустя года три, для меня было неожиданностью. Я попросил его сканировать фото свои для Белкина, он как всегда пообещал ,потом забыл и не захотел оформлять мой текст. Так что – на прямую к нему .Просил
> оформление послать Вам, проигнорировал ,в воскресение поцапались ,а в
> понедельник подобрал меня к себе поговорить. Учил жизни ,не давал договорить ,привычно не мог выслушать ,а я был, не смотря на хроническую трезвенность ,впервые и, надеюсь , в последний раз выпимши и мне было херово –одна девчонка брала для своего сайта мои рукописи ,а теперь из не найду
> и сватал какую-то пухленькую массажистку, а у меня ,стоит увидеть на ульце ту первую любовь по –прежнему предательски ёкает сердечко ,да и согласен остаться один или привезти с отцовой деревни девчонку из неблагополучной семьи, лишь бы за писанину не стучала сковородкой по башке. Журил что я никогда не буду классиком и сам не знаю чего хочу ,что не пишу в местную
> прессу ,где за месяц дают 700 рублей. Но это не мой уровень ,и я вырос из этих штанов